Физический факультет Томского государственного университета
Лаборатория учебного физического эксперимента
[ Главная страница | Оригинальные демонстрации | Список минимум | Методика | История ]
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЛЕКЦИОННЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ?
     Совершенствование экспериментальной базы преподавания курсов физики имеет непрерывный характер и глубокие научные традиции, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.
В России становления физики связано с организацией Петербургской Академии Наук. Для проведения экспериментов создавались физические кабинеты в Академиях и университетах (в России: Крафт Г.В., Петров В.В. и др.). Со временем, как показано, например, в работах С.И. Вавилова, на основе таких физических кабинетов возникали исследовательские лаборатории и затем формировались научные исследовательские институты. Но "физические кабинеты" остались в вузах и школах и не столько по чисто историческим причинам, а скорее потому, что они сохраняют в своём содержании экспериментальный исследовательский характер той физики, которая изучается сейчас в наших учебных заведениях.
Первый ректор Томского университета проф. Гезехус Н.И. был физиком и тогда лекции уже сопровождались демонстрационным экспериментом. И в первые десятилетия работы университета физкабинет был единственной экспериментальной базой как для научной работы, так и для проведения работ студенческого практикума.
В настоящее время в кабинете физических демонстраций ТГУ насчитывается около 600 основных демонстраций. Если учесть разноплановую работу со школьниками, то число демонстрируемых опытов достигнет 1000. Естественное усложнение физики как науки в ее преподавании приводит к неуклонному возрастанию уровня математической формализации учебного материала. Это происходит, как правило, на фоне значительного сужения возможностей реализации демонстрационного эксперимента и лабораторного практикума. Поэтому целенаправленная разработка новых демонстрационных экспериментов и работ практикума по курсам физики является актуальной.
Безусловно, постановке физических экспериментов для учебных целей способствует применение новых технических средств, например, лазеров. Некоторые опыты с малой светосилой удалось донести до большой аудитории с помощью телевизионной техники. Важно, чтобы созданные приборы и установки были относительно просты как при их создании, так и при использовании в учебном процессе.
[ Главная страница | Оригинальные демонстрации | Список минимум | Методика | История ]